«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством возрождения подвижных дворовых игр»
«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
посредством возрождения подвижных дворовых игр»
Современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей и как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей дошкольного возраста, происходит снижение двигательной активности.
Дворовые игры - это народные игры, которые передаются из поколения в поколения. Они очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу физических навыков и умений, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Подвижные дворовые игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы. Дворовые игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. А ведь игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. В детском игровом сообществе - это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии со взятой ролью.
Благодаря знакомству с дворовыми играми в детском саду, мы сохраняем традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Однако одному детскому саду возродить субкультуру дворового сообщества невозможно: опыт игровой деятельности передавался из поколения поколение именно от старших детей к младшим. Младшие дети внимательно следят за действиями старших и перенимают у них цели деятельности, а затем и ее способы. А это значит, что востребованными становятся разновозрастные объединения детей.
Детские дворовые игры воспитывают в ребенке важные качества: умение работать в команде, умение следовать правилам, коммуникативность, ловкость, смекалку и т.д. Интерес малышей к общению и взаимодействию со старшими детьми очевиден: им хочется побыстрее повзрослеть, а вот старшие дошкольники далеко не всегда хотят и умеют взаимодействовать с малышами - к этому их необходимо мотивировать, этому их надо обучать.
Взаимообучение переносит детей в особый мир отношений и переживаний: и большие, и маленькие учатся вместе добиваться успеха. При этом не стоит забывать: у старших дошкольников преобладает деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших - личностная, т.е. личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений.
Собирая ребят на площадку, мы с группой активных детей произносим веселые заклички («Тай, тай, налетай, кто в «Лапту», играй!». Привлекая детей к игровому взаимодействию, мы сначала предлагали игры на эмоционально-личностное сближение. Это игры, связанные с называнием имен («Штандер», «Хали-хало, стоп», «Мяч с топотом», игры тактильного характера, в процессе которых дети держатся за руки («Ручеек», «Цепи»). Создав на площадке дружескую игровую атмосферу, мы предлагаем детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов и условно-символических знаков («Классики», «Городки», «Жмурки»). В ходе игрового взаимодействия дети разного возраста ближе знакомятся друг с другом, учатся ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге.
При проведении подвижных дворовых игр учитываются возрастные особенности детей, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. В старшем дошкольном возрасте используются жеребьевки - угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить. Если игра требует разделение на команды, используется сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков помогают сговорки. Дети делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывая названия, чаще в форме рифмовок (Медведя лохматого или козла рогатого).
Для младшего возраста выбираются наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит» и др.
С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору
Дворовые игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Комментарии
Отправить комментарий