Роль дыхательной гимнастики для детей
|
Дыхание - важнейший физиологический
процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять,
регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.
Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы,
состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и
ритмично следуют одна за другой. Начальная фаза дыхания – выдох. Чтобы получить новую порцию
кислорода, необходимую для нормального функционирования организма, нужно
освободить для него место в воздухоносных путях, что достигается благодаря
выдоху. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, - это переходная
фаза, характеризующаяся завершением выдоха и ожиданием импульса к вдох. Пауза
не менее важна, чем «активнее» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный
газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его
работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической
нагрузки и состояния нервной системы. Дыхательная система детей не совершенна. Чем меньше ребенок,
тем уже все его дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень
нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и
без того узкие проходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо
проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболеваний. Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в
кислороде велика, а потребность в кислороде велика. Поэтому он дышит часто и
поверхностно. В комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо
включать дыхательную гимнастику. Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, ноги уже
плеч. стопы - параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней
поверхности живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно
на уровне локтя (для контроля за дыханием). Последовательность выполнения дыхательных упражнений:
Очищающее «ха» дыхание Встать прямо, ноги на ширине плеч; сделать свободный вдох и
задержать дыхание, пока это приятно; открыть рот, расслабить гортань, сделать
энергичный вдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед
(«ха»). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов
(вдох – выдох). Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто
освобождаясь от всего. Энергетизированное дыхание (задувание свечи) Встать прямо, ноги на ширине плеч; сделать свободный
вдох и задержать дыхание. Сложить губы трубочкой, сделать три коротких резких
выдоха, словно стараясь задуть свечу: «Фу – фу – фу». Во время упражнения
корпус держать прямо, отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Стимулирующее «шипящее» дыхание Дыхательное движение такое же, как в гармонично – полноценном
дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно
затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий
свистящий звук. Как при произнесении звука [с]. В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы
надувания воздушных шаров. Надувание следует начинать с трёх – четырёх
выдохов, постепенно увеличивая их количество на два – три выдоха за каждое
занятие, доводя до полного заполнения шара воздухом. При этом необходимо
следить, чтобы ребёнок вдыхал только через нос. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо
соблюдать следующие правила:
|
Комментарии
Отправить комментарий